Семь чудес света (на предметную
неделю)
Ход
мероприятия
I. Организационный
момент.
Постановка целей и задач,
подготовка учащихся к просмотру презентации.
Учитель: Семь чудес света -
так назывались в древности семь произведений зодчества и ваяния, превосходившие
все другие своею колоссальностью и роскошью, а именно: пирамиды египетских
фараонов; висячие сады вавилонской царицы Семирамиды; эфесский храм Артемиды;
статуя Зевса Олимпийского; надгробный памятник царя Мавзола в Галикарнасе;
Колосс Родосский; маяк, воздвигнутый в Александрии при Птолемее Филадельфе (в
конце III н. до н. э.) и имевший около 180 м вышины.
Ваши друзья подготовили
сегодня презентацию по теме «Семь чудес света» и сейчас расскажут вам о древних
произведениях зодчества и ваяния. Предоставляем им слово.
II.
Основная часть
занятия.
Обучающиеся представляют в
презентации одно из семи чудес света и рассказывают о нем, показывая место его
расположения на карте мира.
1-й
ученик (слайд 2): Кто не слышал о Египетских пирамидах, висячих садах
Вавилона, Колоссе Родосском или храме Артемиды в Эфесе? Эти и другие
замечательные памятники древности, известные всем как «семь чудес света»
приводили в восторг современников. Но не только в те далекие времена создавали
зодчие, скульпторы и художники рукотворные чудеса. И позже, в другие эпохи,
возводились удивительные сооружения. На протяжении всей истории человек не знал
покоя, делая все новые и новые открытия, и к нашему времени создал такие
материалы и технологии, которые позволили ему воплощать в реальность то, что еще
вчера казалось немыслимым.
2-й ученик (слайд 3):
Великая пирамида в
Гизе
Эта
грандиозная Египетская пирамида является древнейшим из семи чудес древности.
Кроме того, она, в отличие от других семи чудес, сохранилась до наших дней. Во
времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире
и удерживала этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.
Великая пирамида была
построена как гробница фараона Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним
из фараонов (царей) Древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 г. до
н.э. Позднее в Гизе были построены еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а
также меньшие по размерам пирамиды - для их цариц. Пирамида Хуфу является самой
большой. '
Пирамиды стоят на древнем
кладбище в Гизе, на противоположном от Каира (столица современного Египта)
берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство
Великой пирамиды 100 тысячам человек потребовалось 20 лет. Она была создана из
более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5
тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а
затем без раствора подгоняли друг к другу.
3-й ученик (слайд 4):
Когда основное сооружение
было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они затем были закрыты блоками из
белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так
плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже
лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147
метров.
Теперь ее вершина
обвалилась. Кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу
сохранила на самом своем верху известняковую облицовку. Сторона основания
Великой пирамиды достигает 230 метров. Она занимает площадь больше, чем девять
футбольных полей.
Древние египтяне верили, что
в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать
жить и после смерти. Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и
оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию. Мумию затем
хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценностями и другими вещами, полезными
для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную
камеру в самом центре его пирамиды.
4-й ученик (слайд 5):
Колосс
Родосский
Колоссом называлась
гигантская статуя, стоявшая в портовом породе на Родосе (остров в Эгейском море,
у берегов современной Турции). В древние времена жители Родоса хотели быть
независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и, тем не
менее, их самих неоднократно завоевывали.
В
конце IV в. до н.э. народ Родоса праздновал победу. Они как раз благополучно
отстояли свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Греки,
поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ
Родоса решил продать эти сооружения и построить статую почитаемого ими
Гелиоса, бога Солнца, чтобы отблагодарить его за заступничество.
Мы
не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. А знаем мы, что она была
сделана из бронзы скульптором Харетом, достигала в высоту около 33 метров и на
строительство ее ушло 12 лет.
5-й ученик (слайд 6):
Бронзовая оболочка крепилась
к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу, и по мере того, как она
росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. Колосс был замершей
около 280 г. до н.э. Многие века люди верили, что Колосс высился над входом в
Родосскую гавань. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани составляла
примерно 400 метров, а статуя была все-таки не настолько колоссальной. Описания
позволяют предположить, что она стояла в центре города и смотрела на море и
гавань.
Примерно через 50 лет после
завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился
на уровне колен. Оракул велел не восстанавливать статую, и она осталась лежать
там, где упала. Так она пролежала более 900 лет, и многие путешественники
отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного бога.
В 654 г. н.э. сирийский князь захватил Родос и снял со статуи бронзовые
пластины. Говорили, что он увез их в Сирию на 900 верблюдах.
6-й ученик (слайд 7):
Александрийский
Маяк
Только одно из семи чудес
Древнего мира несло в себе не только архитектурную элегантность, но и
практическую функцию, -1 Александрийский Маяк. Он гарантировал для моряков
безопасный! возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был самым высоким
сооружением на Земле.
Высота маяка - 135 м, его
свет был виден на настоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя
часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с
квадратным основанием, длина стороны
которого составляла 30 м. Во внутренних помещениях хранился различный
инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона,
служила основанием средней части. Это была 40-метровая восьмигранная призма-
башня, облицованная белым мрамором.
7-й ученик (слайд 8):
Верхняя (третья) часть маяка
была сооружена в форме цилиндрической колоннады: 8 колонн несли купол,
увенчанный 7- метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником
света служил постоянно горящий большой костер. Каким образом достигалась
яркость и дальность свечения, до сих пор не установлено. По одной версии, этот
эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла.
По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных
камней-линз.
Всех путешественников,
видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие
стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали.
Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Они показывали силу ветра и
морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих
циферблатах.
8-й ученик (слайд 9):
Висячие сады
Вавилона
Висячие сады Вавилона моложе
пирамид. Они строились в те времена, когда уже существовала «Одиссея» и
возводились греческие города. И в то же время сады куда ближе к древнему
египетскому миру, нежели миру греческому. Сады знаменуют собой закат
ассиро-вавилонской державы, современницы Древнего Египта и его соперницы. И если
пирамиды пережили всех и живы сегодня, то висячие сады оказались недолговечными
и пропали вместе с Вавилоном - величественным, но непрочным гигантом из
глины.
На
строительство садов - приюта для царицы - были брошены псе силы древнего
царства, весь опыт его строителей и математиков. сады были четырехъярусными.
Своды ярусов опирались на колонны высотой в 25 метров. Платформы ярусов,
сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого
асфальтом и покрытого листами свинца, чтобы вода не просочилась на нижний ярус.
Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли
расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими
пологими лестницами, выложенными цветной плиткой.
9-й ученик (слайд 10):
Со
смертью Александра Македонского распалась его империя, растащенная на куски
спесивыми полководцами. И Вавилону не пришлось вновь стать столицей мира.
Наводнение разрушило дворец, кирпичи спешно построенных садов оказались
недостаточно обожженными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и
лестницы. Правда, деревья и экзотические цветы погибли куда раньше: уже некому
было день и ночь качать воду из Евфрата.
10-й ученик (слайд 11):
Храм Артемиды в
Эфесе
Крез, последний царь Лидии,
в 560 г. до н.э. построил в Эфесе величественный храм в честь богини Луны,
покровительницы животных и молодых девушек. Греки звали ее Артемидой, а римляне
- Дианой. Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшихся рабочими в
близлежащих горах. Около 120 мраморных колонн составляли несущие конструкции
храма. Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из
которых они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков и
скреплять металлическими штырями. Когда здание покрыла крыша, художники придали
ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла
статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов Греции, намного
превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах. Платформа, на
которой он стоял, достигала 131 метра в длину и 79 метров в ширину.
11-й ученик (слайд 12):
Двести лет спустя, в 356 г.
до н.э., храм был сожжен дотла. Поджег его человек по имени Герострат, который
просто хотел прославиться. По странному совпадению, храм был уничтожен в тот
самый день, когда родился Александр Великий. Спустя годы Александр посетил Эфес
и приказал восстановить храм на прежнем месте.
Храм Александра
просуществовал до III в. н.э. Постепенно бухту в Эфесе заносило илом, и
город терял свое значение. Храм был разграблен готами, а позднее несколько раз
затоплялся наводнениями. Сегодня от храма в Эфесе сохранилось лишь несколько
блоков основания и одна восстановленная колонна.
12-й ученик (слайд 13):
Мавзолей в
Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе был
современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали
участие в строительстве и украшении их.
Формально говоря, этот
мавзолей такой же памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал.
Мавзол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая все больше могущества, он
стал задумываться об усыпальнице для себя и своей царицы. Это должна была быть
необычная гробница. Мавзол мечтал о величественном памятнике, который бы
напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его
смерти. Мавзол умер до окончания работ над гробницей, но вдова его продолжала
руководить строительством до полного завершения (примерно в 350 г. до н.э.)
Усыпальница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать
всякую внушительную и величественную гробницу.
13-й ученик (слайд 14):
Архитекторы построили
гробницу в виде квадратного здания, первый этаж которого был собственно
усыпальницей Мавзола и Артемизии. Снаружи эта громадная погребальная камера,
площадью в 5000 кв. м и высотой около 20 м, была обложена плитами белого
мрамора, обтесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого
этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками. Во втором этаже, окруженном
колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же Мавзолея служила пирамида,
увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней,
стояли статуи Мавзола и Артемизии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и
скачущих всадников.
Спустя восемнадцать столетий
землетрясение разрушило Мавзолей до основания.
14-й ученик (слайд 15):
Статуя Зевса в
Олимпии
Статуя Зевса Олимпийского -
единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. Древний город
Олимпия был расположен на западном побережье современной Греции, около 150 км к
западу от Афин.
456
г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм,
ставший главной святыней города.
Храм украшала статуя бога
высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили современников,
что она была признана новым чудом света. Создателем Зевса Олимпийского был
прославленный скульптор Фидий. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту
основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков
крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обнаженные
части тела были из слоновой кости; волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из
золота; глаза - из драгоценных камней. Путешественников, видевших Зевса в
Олимпии, поражало в его лике удивительное сочетание властности и милосердия,
мудрости и доброты.
15-й ученик (слайд
16):
Трон был сделан, по одним
источникам, из кедра, по другим - из черного дерева, и покрыт золотом и слоновой
костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона
поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери
Зевса и Геры.
Перед пьедесталом с
изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный
голубым элевсинским камнем и белым мрамором. Он служил для стока остатков
оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери
темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал
на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние
исходит от самого лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан
темно-синим элевсинским камнем; высеченный в нем бассейн для оливкового масла
должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.
III.
Работа на заключительном
этапе мероприятия.
Вопросы к классу.
1.
Назовите семь чудес
света.
2.
Покажите эти объекты на
карте.
3.
Докажите художественную и
культурную ценность семи чудес света.
IV.
Рефлексия.
-
Что вам особенно понравилось
на сегодняшнем мероприятии?
-
О
чем бы вы хотели узнать больше?
ПРЕДМЕТНАЯ
НЕДЕЛЯ
по
естественно-научным дисциплинам: предмет география.
С
14 по 19 января 2013 года.
Учитель
географии ФИРСОВА Л.Ю.
Дата |
Класс |
Тема |
Цели
и задачи |
16.01.2013 |
8г,
8д |
«Чудеса
света»
Информационно-познавательные
мероприятия с использованием интернет ресурсов. |
1.
Познакомить
учащихся с географией древних произведений зодчества и ваяния.
2.
Выявление
художественных и культурных ценностей.
3.
Продолжить
воспитание интереса к древней истории географии мира.
4.
Научить
применять логическое мышление при выполнении заданий.
5.
Углубить
знания связанные с нахождением объектов на физических картах мира.
6.
Стимулировать
стремления к получению новых знаний по географии.
7.
Продолжить
воспитывать чувство коллективизма при совместной работе учащихся.
8.
Пробудить
у учащихся познавательный интерес к предмету. |
18.01.2013 |
6б,
6в |
«Хочешь
познать мир – узнай географию»
Урок-игра
с использованием географических карт, кроссвордов, заданий на
опережение. |
19.01.2013 |
8е,
8в |
«Чудеса
света»
Информационно-познавательные
мероприятия с использованием интернет ресурсов. |
19.01.2013 |
9в,
9д |
«Путешествие
по материкам и океанам»
Информационно-познавательные
мероприятия с использованием интернет ресурсов. Видеофильм ВВС «Живая
природа» |
Поставленные
цели и задачи выполнены.
|